Как Янукович выбирал себе вертолет

Долгая история с вертолетом для украинского президента подошла к концу. Виктор Янукович скоро окрылится, или «опропеллерится» новеньким AgustaWestland-139 с бортовым номером UR-CRB. На флагмане итальянско-американской компании он будет добираться из своей загородной резиденции «Межигорье» на работу в центр Киева и обратно. Правда, после шумихи, поднятой журналистами вокруг покупки дорогостоящей «вертушки», было решено сэкономить и взять вертолет напрокат.

Экономия вышла так себе: $937 000 (7,5 млн грн.) из казны придется отдать уже за первый год аренды, плюс обслуживание и заправка привередливой и дорогостоящей машины. Но, как ни странно, электорат не в обиде. Ему, по устоявшейся традиции, власть сделала предложение, от которого при всем желании трудно отказаться: либо весь город часами стоит в пробках из-за огромного президентского кортежа, либо Янукович каждый день тратит по тысяче долларов, но зато за 6 минут и с минимальными потерями для общественности на крылатом друге долетает до Банковой улицы, на которой находится Администрация президента.

Готовить народ к летающему президенту его окружение начало давно. И нужно отдать должное, тактика была выбрана верная. Никто не стал объяснять, что топовая версия Agusta за $17 млн, начиненная последними достижениями технического прогресса, – это удобно, быстро и, главное, очень престижно. Все равно не поймут. Вместо этого усиленный несколькими машинами президентский кортеж в составе семи–десяти авто запустили в город.

Живи Янукович там же, где его предшественник Виктор Ющенко, никто бы длинного автозмия не заметил. Но с местоположением загородного поместья нового президента киевлянам не повезло. Чтобы попасть оттуда на Банковую, нужно проехать самую старую и узкую часть столицы – Подол, которая рассчитана исключительно на гужевой транспорт. На его многочисленных перекрытых ради кортежа улочках ежедневно – утром и вечером – стало скапливаться баснословное количество машин. Поток блокирует дороги, ведущие с левого, спального берега столицы, в деловой центр.

  HondaJet получил канадский сертификат типа

В итоге, тысячи добросовестных офисных служащих либо попадают на рабочие места с существенным опозданием, либо встают с рассветом солнца и, опережая первое лицо, форсируют Днепр. А те, кто не успел, повторяют что-то вроде: «Чтоб его, Януковича, приподняло и шлепнуло! Да прямо с Межигорья – на рабочее место». Этот вариант, кстати, сэкономил бы не только время киевлян, но и гарантировал бы их спокойствие. Ведь через каждые 100 метров по всему пути следования кортежа дежурят стражи порядка. Выходит, где-то в городе в это самое время ощущается их дефицит, и порядок можно смело, а, главное, безнаказанно нарушать.

На этом фоне идея о вертолете для президента вошла в общественное сознание вполне органично. Власть объяснила, что так одним махом решится проблема заторов, а милиция вернется к исполнению прямых обязанностей. Да и, по большому счету, вертолет – не такая уж роскошь. Ведь, если подсчитать, заправлять и чинить 10 дорогих машин из  президентского кортежа – тоже удовольствие не из дешевых. Плюс, управлять вертолетом будет один–два пилота, а кортежем рулит сразу 10 водителей.

HondaJet

Правда, подсчитать и оценить ту же ситуацию можно по-другому. К примеру, можно предположить, что безопасность президента вполне профессионально могут обеспечивать не десять, а пять машин. Начать сокращение можно с исключения скорой, которая неизменно следует за президентом. Ведь Янукович, в отличие от Леонида Брежнева, которого повсюду сопровождал реанимобиль, на здоровье не жалуется и постоянно проходит медобследование за рубежами родины.

Перекрывать движение тоже можно не за 20 минут до появления глянцево-черной кавалькады, а за 2–3, как это было при Ющенко и Тимошенко, которые тоже передвигались в кортежах, но причиняли киевлянам гораздо меньше неудобств. А живой щит из милиционеров на обочинах при таком количестве охраны и скорости движения вовсе можно не устанавливать. Или, как минимум, сделать его значительно менее плотным.

  HondaJet полетел

Но если бы власть последовала этим правилам, чем тогда оправдать аренду вертолета почти за миллион долларов в год? Ведь сама «вертушка» – не из дешевых. К примеру, американский коллега Януковича Барак Обама из-за кризиса отказался от нового чудо-вертолета за $400 млн и довольствуется VIP-вариантом армейского VH-60N White Hawk, который почти в три раза дешевле крылатой машины нынешнего украинского президента. Владимир Путин летает на «Ми-8» стоимостью $5–8 млн. Правда, не в Кремль. Туда Росохранкультура не велит. А вот почему не летает в Белый дом – ему одному ведомо.

Если бы украинская власть думала о соблюдении приличий, хорошем тоне и выполнении обещаний перед бедствующим электоратом, о вертолете она бы даже не заикнулась. Но за годы независимости она приучила легко внушаемый народ к тому, что минимизация абсурдно завышенных трат на содержание госаппарата – это уже забота о его благоденствии.

Лучше всего особенности такой госэкономии  иллюстрирует история, недавно рассказанная мне бывшим высоким чиновником. По его словам, одно время автопарк украинского Нацбанка, который уже давно живет в параллельной всей стране реальности, сплошь состоял из баснословно дорогих Volvo. После очередной смены руководства новый глава, желая сэкономить, пустил гордость шведского автопрома с молотка. Взамен с приличной скидкой купил несколько флагманов автопрома японского: Honda Accord и немецкого: Volkswagen Phaeton – тоже машины не из дешевых. В Старом Свете на таких ездят успешные бизнесмены. Но клерки Нацбанка роптали и возмущались.

Янукович, конечно, роптать не будет. Его Agusta, хоть и не новый, 2008 года, но в воздухе так же крут, как Ferrari – на дорогах. Хотя кто вспомнит о деньгах, когда президент стремится решить проблему заторов в столице? И ничего, что он сам ее создал да еще за казенные деньги. За одни благие намерения освободить Киев от собственного кортежа его готовы вознести до небес, даже за миллион долларов.

  ANA Business Jet начала полеты на HondaJet

Катерина Коберник

Источник: Slon.ru

HondaJet