Юбилей долгостроя

На минувшей неделе компания Honda Aircraft, производитель сверхлегкого бизнес джета Honda Jet, отпраздновала 10-летие первого полета прототипа своего будущего самолета. Первый полет состоялся 3 декабря 2003 года, а три года спустя в компании приняли решение о запуске проекта разработки серийного самолета, который в последствии столкнулся с множеством проблем. Сейчас первый прототип уже снят с тестовых полетов и занял почетное место перед штаб-квартирой компании в Гринсборо в виде памятника. В настоящее время в программе летных испытаний задействованы пять самолетов HondaJet, которые выполнили более 4000 тестовых полетов.

По словам исполнительного директора Honda Aircraft Мичимаса Фуджино, работающая над проектом команда практически одновременно приближается к двум ключевым этапам: завершению программы сертификационных летных испытаний и сборке первого серийного самолета HondaJet, который сразу после получения сертификата отправится к заказчику. Получение сертификата типа FAA компания Honda ожидает уже в ближайшие месяцы.

Однако, не все так безоблачно у HondaJet. Недавнее объявление об очередной задержке подрывает веру заказчиков в проект. И обидно, что причиной такой ситуации стал новаторский подход к созданию самолета, когда для нового бизнес-джета проектировали совершенно новый двигатель.

HondaJet

«Но уже в 2014-2015 гг. компания все же рассчитывает на выпуск 80-100 самолетов. В настоящее время Honda Aircraft приняла заказы на 100 семиместных бизнес-джетов, каталожная стоимость которых начинается с $ 4,6 млн. Сейчас построено и летают пять опытных машин (пятый самолет соответствует серийному образцу и имеет полностью оборудованный салон, и именно в таком виде его будут получать клиенты). Несмотря на отставание в поставках на три года, связанных с техническими и финансовыми проблемами, компания смогла через сеть дилеров «набрать» дополнительное количество заказов для начала поставок. И уже в 2018 году компания намеревается получать прибыль», — комментирует г-н Фуджино.

  Новый лидер


Согласно новому графику, первый самолет будет поставлен клиенту в 2015 году, и до конца года заказчики получат до 80 самолетов. И уже через год компания намеривается продавать до ста бизнес-джетов.

По оценкам руководителей компании, спрос на сегмент VLJ уже в 2014 году будет составлять 300 самолетов. В компании активно работают с клиентами, традиционно летающими на самолетах малого и среднего классов. Однако многие авиационные эксперты весьма скептически относятся к планам производителя, считая их существенно завышенными. В настоящее время ни один производитель не сможет поставить более 80 машин  класса VLJ, хотя такие примеры были ранее (в 2010 году Phenom 100, в 2008 —  Cessna Mustang), но в совершенно иной экономической ситуации и спросе.

Однако г-н Фуджино непреклонен и продолжает утверждать, что HondaJet принципиально новый и уникальный продукт на рынке, особенно в условиях его перехода из разряда luxury-потребления в новый эффективный механизм для ведения бизнеса. «Сейчас сегмент VLJ недооценен, и как только это досадное недоразумение будет исправлено, HondaJet станет для многих наших заказчиков воплощением не только передовых идей и технологий, но и весьма привлекательным механизмом в повседневной работе», — резюмирует г-н Фуджино.

HondaJet